Выставка будет работать в Большом выставочном зале КОЦ «Палаты» с 25 августа по 6 ноября 2016 года. Экспозицию составят 52 живописные работы из собрания Муромского историко-художественного музея-заповедника. Из собрания ГВСМЗ будут использованы не только изобразительные материалы: 11 живописных полотен и 5 графических работ – но и другие экспонаты: 2 документа, 3 фотографии, 9 открыток, мольберт и палитра художника, а также предметы из фонда археологии. Дополнительные не изобразительные материалы, поступившие в музей в 1965 году от вдовы художника, носят мемориальный характер и позволяют раскрыть общественную деятельность члена Владимирской ученой архивной комиссии Ивана Куликова, заинтересованно изучающего краеведческую историю и культуру (фотопортреты Куликова 1902 г., 1915 г.; Благодарственное письмо ВУАК Куликову о передаче 20 археологических экспонатов из Подболотьевского могильника; Письмо об избрании Куликова действительным членом ВУАК).
Иван Семёнович Куликов родился 13 апреля 1875 года в Муроме в семье крестьян. После учебы в уездном училище и знакомства с академиком живописи А.И. Морозовым в 1894 г. он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Осенью 1896 года, пройдя сложный отбор, был принят вольнослушателем Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, в мастерскую В.Е. Маковского, затем перешел в класс И.Е. Репина, весной 1898 года был переведен в число постоянных учеников Академии.
На протяжении учебы он приезжал в родной Муром, писал портреты, делал эскизы для конкурсной работы «В крестьянской избе». В это же время, по просьбе Репина, студенты Иван Куликов и Борис Кустодиев принимали участие в работе над большим полотном «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г., в день столетнего юбилея со дня его учреждения», продолжавшейся почти два года. Молодые художники написали около 40 натурных портретов царских чиновников.
По окончании Академии Куликов неоднократно выезжал в Германию, Италию и Францию, где знакомился с сокровищами европейских музеев. Но ни за рубежом, ни в холодном и официальном Петербурге он не мог найти необходимый для творчества материал. Вернувшись в Муром, он поселился в доставшемся по наследству родительском доме, к которому были пристроены мастерские.
Наряду с работой над живописными произведениями он изучал археологию, принимал участие в раскопках, организованных графиней П.С. Уваровой, за что был избран действительным членом Владимирской ученой архивной комиссии. Увлекшись этнографией, собирал старинную крестьянскую одежду, деревенскую утварь и домовую резьбу. Но коллекционирование не было для Куликова самоцелью. Старинные предметы он активно использовал при создании композиций своих произведений, желая донести до зрителя подлинную историческую обстановку ушедшего времени. В лучших своих работах Куликов показывал глубокое знание крестьянского быта, раскрывал психологию, душевную красоту и характеры простых людей.
До революции Куликов активно участвовал в академических выставках, выставках передвижников, обществ поощрения художников в Петербурге. В 1905 г. на Всемирной выставке в Льеже за полотно «Портрет моей матери» (1903) был награждён Большой серебряной медалью, за работы 1906 г. «В праздничный день» и «С фонарями в саду» получил 1-ю премию имени А.И. Куинджи. В 1915 г. за цикл картин о Муроме был удостоен звания академика живописи.
В советское время И.С. Куликов включился в работу по сохранению памятников истории и культуры, принимал активное участие в создании Муромского историко-краеведческого музея и промышленного музея в Павлове-на-Оке. Благодаря его усилиям в Муроме работала рисовальная школа и художественные мастерские. В эти же годы Иван Куликов создал целую галерею портретов современников: известных муромских врачей, советской интеллигенции и рядовых горожан.
В конце жизни художник приступил к созданию большого полотна, посвященного освободительной борьбе русского народа против польско-литовских интервентов. Но работа осталась незавершенной: в 1941 году художник умер.
В 1947 году в доме Ивана Куликова был открыт мемориальный музей. В 2007-м все его экспонаты были переданы в Муромский историко-художественный музей, а дом вновь стал собственностью потомков художника.
По материалам Государственного Владимиро-Суздальского музея заповедника