Есть ли будущее у музеев России? Если да, то в каком русле они должны развиваться? Эти и другие вопросы обсуждали во владимирском Областном доме работников искусств во время семинара «Музеи в индустрии туризма». Вице-президент Национальной ассоциации специалистов событийного туризма Игорь Каверзин заметил: если раньше музеи были одними из основных объектов показа, то сейчас они переживают не лучшие времена. Аудитория музеев разношерстная, но есть между поколениями нечто общее — все люди ищут новые впечатления, эмоции. Задача музеев им их предоставить.
— На многих совещаниях говорится о том, что активно сейчас развивается гастрономический туризм, событийный туризм, новый тренд —развитие промышленного туризма; все это в какой-то степени конкуренты музеям. Если музеи не будут интегрироваться в эти современные потоки, потоки, связанные с гастрономией, событийкой, с какими-то интерактивными программами, то музей потеряет туриста, как одну из своих целевых аудиторий, — говорит Игорь Каверзин.
Сегодня в России появился тренд на рост неорганизованного турпотока. Еще в сентябре директор ВСМЗ Игорь Конышев говорил, что за первое полугодие 2017-го в музее-заповеднике побывали 535 тысяч человек. Из них около 80 процентов — индивидуальные туристы. И такая ситуация складывается повсеместно. Естественно, музеям приходится подстраиваться под новый тип современного туриста.
— В частности, для неорганизованного турпотока музеи формируют собственную навигацию по городу, — рассказывает Игорь Каверзин.
Интерактивные и вечерние программы, организация гастрономических событий, продажа сувенирной продукции — самые последние тренды современной музейной жизни.
— Важным аспектом и положительным моментом для Владимирской области является то, что музей открывается в более широком плане для туристов. Продлилось время приема туристов, в частности, в суздальских музеях появилась вечерняя программа. В мае этого года в рамках экономического форума была презентована программа ночного Суздаля с захватом Спасо-Ефимьего монастыря, — отмечает вице-президент Национальной ассоциации специалистов событийного туризма.
Просто ходить по музеям и смотреть на экспозиции людям стало скучно, говорит Олег Алексеев. Президент Национальной ассоциации специалистов событийного туризма уверен: посетителям нужен хороший, добрый экшн. По его мнению, выживут те музеи, которые смогут понять это, принять и осуществить.
— Такой тренд уже есть на самом деле. Особенно по части «вкусных» музеев. За рубежом это давно. В Россию только приходит. Есть большое количество музеев шоколада, мороженого, особенно это связано с детьми. Потому что завести просто детей и смотреть на экспонаты под стеклом неинтересно. Если, конечно, не в рамках школьной программы. А если при этом можно еще потрогать, покрутить, попробовать — это здорово, — подытожил Олег Алексеев.