Они встретились случайно в 1969-м. Юлия - студентка литфака и Борис - начинающий художник из Строгановского училища. Это было знаменательное знакомство с будущим мастером офорта, непревзойденным Борисом Французовым. И большая любовь. На всю жизнь.
- Общий знакомый наш познакомил с художником, который приехал на каникулы из Строгановки, из Москвы, к своей тете. Ну и вот, Борис Федорович сказал: я хочу тебя нарисовать! И началось знакомство. Эти годы мои были самые счастливые. С Французовым не соскучиться было! А сам он шутил, и когда я спрашивала: какой ты? - отвечал, что многогранный, как граненый стакан, - рассказывает Юлия Французова, вдова художника.
Французов начинал с мстерской лаковой миниатюры. Затем увлекся живописью. Год упорной работы под руководством художника Владимира Юкина в изостудии ДК ВТЗ дали о себе знать. Уже тогда Французову пророчили будущее живописца. Он поступил в знаменитое Строгановское художественное училище. И вдруг увлекся графикой. В совершенстве овладев сложнейшей техникой офорта, Французов погрузился в работу.
- Он весь был в работе. Работа, искусство для него были самым главным в жизни. Вы понимаете, я когда рассказываю детям, я им говорю - он, кажется, и родился художником. Потому что с малолетства любил рисовать. И жизнь свою прожил художником. Никем другим он просто не мог быть. Да и умер он, по сути, не выпуская карандаша и кисточки из рук, - вспоминает Юлия Французова.
Деревня Зауечье, Камешковский район. Место для Французова особенное. Сюда он приезжал не только летом. Деревенские домики, покосившиеся избушки, стога сена, бескрайние поля и леса, огромные лужи, в которых отражается небо. Здесь Борис Французов черпал свое вдохновение.
- Борис Федорович говорит: пейзаж - это родина, это расстояние от одной деревни до другой. Это была его единственная любовь. Это небольшая камешковская деревня Зауечье. И душа его тянулась туда всегда, и последнее лето свое он проведет в деревне, это вот малая родина, - говорит Юлия Французова.
В своих работах Французову удалось сделать невозможное. Добиться не только невероятной глубины изображения. Обычный офорт ему удалось превратить в графическую картину. Его пейзажи не только светоносны, они отличаются безукоризненной выверенностью тональных соотношений, создающих впечатление цветности. Картинный офорт - вершина творчества Бориса Французова.
- Искусствоведы, художники, живописцы особенно, они говорят, что офорты Французова живописны! В них проступает цвет. Взаимосвязь композиционных и тональных отношений так великолепны, что там проступает не только свет, о котором пишут ученые-искусствоведы, но и цвет! - рассказывает Юлия Французова.
Наследство Бориса Французова - почти три тысячи работ, из них 700 выполнены в технике офорта. Все это богатство хранится здесь, в мемориальной мастерской художника. Обстановка внутри максимально приближена к той, в которой работал Французов. Как будто художник только что вышел на прогулку, а когда вернется - напишет новую работу.